Пресса Дмитрий Дмитренко: «Новые правила помогут подтянуть нужных спортсменов и незаметно опустить неугодных» Написано: 2010-08-26
Оригинальная ссылка: http://sport.glavred.info/article/2010/08/26/140319-3

Ольга Николаенко, «СПОРТглавред», 26.08.10 14:03

Обзор нововведений в фигурном катании с комментарием украинского судьи, фигуриста и тренера Дмитрия Дмитренко «СПОРТглавред» предлагает вниманию читателей.
Олимпийский сезон, как ему и положено, перевернул с ног на голову всё в фигурном катании, да ещё и изрядно поиграл на нервах спортсменов, их тренеров и болельщиков. После такого испытания многие сошли с дистанции: кто-то запланировано, кто-то неожиданно, а кто-то, наоборот, не смог оставить лёд и тем самым осчастливил сотни, а то и тысячи людей по всему миру.

Новый сезон встречаем с интересом и опаской: новые пары, новые дуэты, новые имена, а рядом с ними – новые правила и революционные решения. Прочувствовать и увидеть их можно будет уже сегодня, 26 августа, когда в Куршевеле стартует международная серия Гран-при среди юниоров. Впервые мы не увидим в соревнованиях танцоров обязательного и оригинального танца, на смену которым пришел короткий – он обещает объединить два вида программы в один. Насколько украинские тренеры и постановщики сумели понять и приспособиться к нововведениям, увидим на примере Ксении Чепижко с Сергеем Шевченко и Лолиты Ермак с Александром Любченко, а также одиночницы Анастасии Кононенко, которой также предстоит соревноваться по несколько изменённым правилам. А 28-29 августа большинство наших фигуристов выступят в Харькове, традиционно открыв контрольными прокатами сезон фигурного катания в Украине.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАТАНИЕ

Чем дальше, тем больше фигурное катание напоминает математику, а фигуристам впору и вовсе превратиться в вычислительные машины, если по ходу программы им по душе просчитывать свои шансы на победу. Хотя и о компонентах забывать не стоит, и даже если судьям вновь не захочется увидеть очевидное, то хотя бы зритель останется доволен.

Парники, а особенно одиночники, похоже, наконец-то могут быть счастливы: теперь, выполняя сложные прыжки, они окажутся лишь в плюсе. По крайней мере, так говорит теория.

На протяжении последних лет изменения потихоньку отрабатывались, но перед Олимпиадой новые правила не принимаются – тогда ведь каждая федерация старалась бы перед главными соревнованиями немного подогнать их под себя. Но сейчас олимпийский цикл окончен и самое время всё менять, – рассказывает судья, тренер, фигурист, чемпион Европы-1993 Дмитрий Дмитренко.

Вокруг все только и говорят о том, что новые правила, особенно в танцах, приспособили под себя североамериканцы.

Похоже на то, но точно не знаю, я ведь при этом не присутствовал. По ходу сезона посмотрим, действительно ли так получилось.

Дима, вкратце и на понятном обычному зрителю языке, расскажите, пожалуйста, обо всех изменениях, начиная с дорожек шагов?

Если половина дорожки исполнена на одной ноге, это шаг наверх. Это главное и очень удобное изменение в правилах: фигурист проехал полкатка на одной ноге – и это сразу видно. Этот момент наверняка будет использоваться многими. Остальные изменения не совсем понятны человеку, не очень хорошо разбирающемуся в фигурном катании. Спортсмен вроде бы всё делает, а судья не засчитывает, к примеру, крюк или скобу, потому что они неправильно сделаны или он её просто пропустил и не заметил, такое тоже может случиться. В остальном всё остаётся по-прежнему: сложные шаги с определённым набором, использование корпуса, дорожка должна смотреться красиво. При этом ценятся быстрые переходы между шагами.

Во вращениях главное изменение связано со сменой позиций?

Да, но не только: это и въезд с внутреннего ребра, и сложный вход во вращение, например, через бедуинский прыжок, и сложная позиция, которая работает один раз.

В короткой программе спортивных пар убрали комбинированное вращение?

И у одиночников, и у парников убрали по одному элементу. Касается это как взрослых, так и юниоров. На дорожках нужно получать уровни, из-за чего они растягиваются с 15 секунд до тридцати. Получилось так, что в короткой программе совсем не было свободного места, поэтому их решили немного разгрузить. Посмотрим, как это сработает. Например, такой элемент, как спирали, перестал получать уровни сложности.

Теоретически, ценность сложных прыжков и выбросов должна повыситься. Но действительно ли эти изменения окажутся столь положительными, как нам обещают?

Это ведь спорт: чем сложнее элемент, тем он должен быть более выигрышным. В прошлом сезоне спортсмены, идущие на риск и исполняющие сложные элементы, оказались в проигрышном положении. Не говорил бы, что сейчас начинают поощрять риск, скорее, мы возвращаемся туда, где и должны быть. Для исполнения четверного прыжка у спортсмена должен быть стимул, а предыдущие сезоны его убирали.

На что ещё стоит обратить внимание в прыжках?

Теперь ойлер будет приравниваться к риттбергеру, но фактически это не будет сильно влиять на ситуацию. Ойлер по своей сути прыжок с правой ноги в один оборот. Поскольку в правилах ИСУ не сказано, на какую ногу должно быть приземление, какой-то неудачный прыжок с чистым приземлением не на правую, а на левую ногу судьи обязаны засчитать и не наказывать. Ойлер по всем таким юридическим моментам, хоть иногда это и выглядит странно, относится к риттбергеру. Но, например, в комбинации засчитывают два самых сложных прыжка: если это аксель-ойлер-двойной риттбергер, то всё равно ойлер самый низкий по стоимости и не добавляет баллов.

Нас ещё ждёт и новая система подсчёта недокрутов. Как спортсменам с этим справляться-то? Ведь некоторые из них, к примеру Брайян Жубер, во время проката высчитывают, что им нужно сделать для победы.

У спортсменов всегда была задача одна: чисто прыгнуть прыжок. Если он не совсем удался, это облегчает работу судьям, помогая как бы замутить воду. А Жубер уже раз досчитался, когда в конце программы упал с двойного акселя и проиграл чемпионат мира. Вячеслав Загороднюк, наш, я бы сказал, выдающийся спортсмен, тоже любил просчитывать, и нельзя сказать, что это ему помогало. А если не совсем удачно катал короткую программу, сразу думал, каким нужно быть в произвольной, чтобы выбраться выше. Морально было интересно, не так скучно. Но лично я не люблю, чтобы спортсмен по ходу программы начинал просчитывать. В это время нужно думать о выполнении элементов и хореографии, быть в образе, а подсчётами заниматься на тренировках и готовиться так, чтобы потом всё выполнять в программах. Поэтому у спортсменов не должно возникнуть трудностей, а вот для судей это не очень удачное введение. Не так просто отличить четверть оборота от чуть меньше четверти. Как бы нужных спортсменов не начали за счёт этого подтягивать вверх, а ненужных, наоборот, опускать, да ещё так, чтобы это было не сильно заметно.

Столь щепетильный подсчет не затянет ли время выставления судейских оценок, особенно на украинских соревнованиях?

На украинских соревнованиях это не страшно, а вот на международных, где телевидение раскупило права на трансляцию, другой вопрос. Но там строго с этим делом: надо быстро считать, при этом к незначительной ошибочке не надо возвращаться и пересчитывать. Думаю, политика «Всё считать быстрее, всё делать шустрее» сохранится и судьи к этому приспособятся.

Новые правила подтолкнут украинских одиночников к исполнению четверных?

Наши ребята не владеют настолько хорошо этими прыжками, так что в этом вопросе для них всё равно, как менялись правила. Если ты прыгаешь четверной, как Евгений Плющенко, тогда можешь жаловаться, что правила плохие. А если тебе всё равно нужно учить и исполнять его… Что касается Антона Ковалевского, то он взрослый спортсмен с состоявшимся арсеналом, и теперь ему нужно подстраивать элементы под новые правила. А молодым, как и в прошлом году, нужно многое выучить. И в будущем не останавливаться, потому что, вступая за Украину, нужно быть на голову сильнее соперников. Отношение к нашим спортсменам как минимум безразличное.

Насколько большие изменения в процессе подготовки влекут за собой новые правила?

Моё прагматичное тренерское мнение таково, что изменения только кажутся столь серьёзными. На самом деле, нужно хорошо кататься. Сильно что-либо менять в процессе подготовки нет смысла: нужно учить элементы, которые и учили, закреплять и стабилизировать технику. Можно посмотреть на примере вращений: сейчас убрались повторения сложных позиций и они работают один раз. Вроде бы кажется, что надо учить и вносить больше разнообразия, но оно ведь на чём строиться? На хорошей базовой технике. Если её нет, то ничего особо нового ты не выучишь. И так же в остальных элементах. Поэтому всех этих изменений, как тренер, не боюсь, подготовку спортсменов они не сильно меняют. Эти нюансы вступают в силу уже на самом высоком уровне, а так, остаётся, что было: надо хорошо кататься.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И «ФИГУРНАЯ» УНИФИКАЦИЯ

Самое революционные изменения произошли в танцах. По словам члена Комитета по спортивным танцам на льду Международного Союза конькобежцев (ИСУ) россиянки Аллы Шеховцовой, их суть и смысл сводятся в основном к тому, чтобы унифицировать программы во всех видах фигурного катания. Если раньше одиночники и парники соревновались только в короткой и произвольной программах, то танцоры выходили на лед трижды. Но уже с этого сезона воплощается в жизнь то, о чем так долго говорили, – обязательный и оригинальный танцы объединят в один — короткий.

С идеей убрать обязательный танец в 2008-м выступил президент ИСУ Оттавио Чикванта, но продемонстрированный пример замены не произвел должного впечатления и танец отправили на доработку. После нескольких тестов и совещаний предпочтение было отдано программе, включающей в себя обязательный танец и дополненной креативными частями с различными элементами.

В новом сезоне зрителям вновь придётся смотреть и слушать вальс. Юниоры исполнят две серии «Венского вальса», а в креативных частях продемонстрируют свое умение выполнять параллельную дорожку по прямой, серию синхронных твизлов и поддержку. Взрослые вместо «Венского» станцуют «Золотой вальс», а вот в выборе музыки для креативной части в ИСУ им позволили немного разгуляться: на выбор предложены вальс, танго, квикстеп и фокстрот.

Помимо сугубо технических замечаний и изменений особое внимание обращает на себя выбор музыки и костюмы. По новым правилам, не может использоваться депрессивная и монотонная музыка. Она должна дарить людям положительное настроение, а не вводить их глубоко в себя. Пожелание к костюмам — меньше театра и больше спорта.

В НОВЫЙ СЕЗОН БЕЗ ЛИДЕРОВ

Решили не отставать от иногда заставляющих взяться за голову правил и сами фигуристы. Окончание карьеры после Олимпийских игр ведущими спортсменами – дело вроде бы обычное, но при этом каждый раз непривычное. Смириться с уходом одних, распадом пар у других и сменой гражданства у третьих порой бывает не так и просто.

Впервые за время независимости в послеолимпийский сезон мы входим без очевидных претендентов даже на европейскую десятку. Лидеров предыдущего олимпийского четырехлетия, спортивную пару Татьяну Волосожар и Станислава Морозова теперь будем наблюдать на льду в несколько ином амплуа и под цветами российского флага. Стас завершил карьеру и перешёл на тренерский мостик, а Таня стала в пару с Максимом Траньковым. Вместе со Станиславом с новой парой работает Нина Мозер, а Николай Морозов помог в постановке произвольной программы. Волосожар и Транькова, при успешном прохождении внутрироссийского отбора, сможем увидеть уже на мартовском чемпионате мира в Токио.

Потеряв Таню и Стаса, мы едва и вовсе не остались без спортивных пар. Единственная пара, имеющая право выступать на взрослом уровне, Екатерина Костенко и Роман Талан из-за многочисленных травм начала задумываться о завершении карьеры. Но ребята всё же решили остаться в спорте ещё как минимум на сезон. Пробовали кататься вместе Екатерина Пройда и Сергей Дейнега, однако создать пару им так и не удалось.

У мужчин, похоже, ситуация остаётся прежней. Многолетний лидер сборной Антон Ковалевский продолжает готовиться к сезону в группе у известного немецкого наставника Михаэля Хута, а Алексей Быченко и Виталий Сазонец, оставаясь в Украине, постараются на этот раз отвоевать у Антона путёвку на чемпионаты Европы и мира. У девушек главная борьба, как и в прошлом году, скорее всего развернётся между Ириной Мовчан, уехавшей тренироваться в США к Дмитрию Паламарчуку, и ученицей Виктора Петренко Наталией Поповой.

В танцах на льду мы остались сразу без двух основных дуэтов. Владимир Зуев из-за травм ушёл из большого спорта, а Алла Бекназарова попробовала кататься вместе с Сергеем Вербилло (Анна Задорожнюк также решила прекратить выступления), но новой старой пары мы так и не увидим. Как сложится судьба фигуристов, пока неизвестно. На лидерскую позицию теперь должен выйти харьковский дуэт Надежда Фроленкова и Михаил Касало. И ведь насколько проще было бы спортсменам, если бы федерация приняла решение на послеолимпийский чемпионат мира в Турин отправить именно их, а не Задорожнюк-Вербилло. Но не будем забегать наперёд: путёвку на чемпионат Европы и уж тем более мира ещё нужно завоевать. Помимо знакомых нам дуэтов ждём появления на соревнованиях Дмитрия Дуня с Террой Финдли из Канады, а возможно и его бывшей партнёрши Алисы Агафоновой. Как бы там ни было, а начало сезона скучным точно не будет.